КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ
КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ
КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ
КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ
| ГЛАВНАЯ | | КОМИССИЯ по КИ | | КАК НАС НАЙТИ |

КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ
КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ
 

Вопросы организации реабилитационной помощи после кохлеарной имплантации

Основные вопросы возникающие после КИ
• Как развивается слух и речь у глухого пациента после кохлеарной имплантации?
• Каковы тенденции развития подходов к ранней диагностике нарушений слуха?
• Каковы наилучшие способы (ре)абилитации ребенка или взрослого в каждом конкретном случае?
• Какой период времени необходим для получения ожидаемого результата?
• Какой возраст является наилучшим для имплантации?
• Сможет ли полноценно воспринимать телевизионные передачи?
• Сможет ли слушать музыку и отвечать по телефону?
• Какие дополнительные технические средства могут ускорить процесс реабилитации?

Мультидисциплинарное сотрудничество в команде

Организационные основы кохлеарной имплантации

Результаты реабилитации зависят
• От времени потери слуха.
• От длительности и качества коррекционных занятий в дооперационнный период
• От сбалансированности деятельности специалистов
• От степени участия родителей в реабилитационном процессе
• От индивидуальных психофизических особенностей детей (личностных особенностей, сохранности познавательных процессов, функциональной и органической сохранности речеслуховых и речедвигательных центров коры больших полушарий)

Программа реабилитации составляется с учетом результатов
1.  Анкетирования до- и постоперационной динамики слухоречевого развития с КИ и со слуховыми аппаратами.
2. Диагностики слухоречевого развития (ТА, РА в свободном звуковом поле)
3. Мониторинга работы системы кохлеарной имплантации
4. Психолого-соматических особенностей развития.
5. Соответственно слуховому и физиологическому возрасту ребенка.

Абилитация - в тех случаях, когда рассматривается проблема нарушения слуха у ребенка в возрасте до 3-х лет, т.е. когда еще формируется речь даже у нормально слышащих детей, когда речь идет о таких психических функциях, как устная речь, внимание, мышление, развитие которых тормозится из-за нарушения одной из сенсорных функций слуха.

Главная задача предоперационной реабилитации
стимуляция мозга к восприятию речи через развитие спациоцепции, бинауральное слуховосприятие и формирование коммуникативно-речевых навыков

Подключение Речевого Процессора системы кохлеарной имплантации проводится не ранее, чем через 3-4 недели после операции.

Правильно настроенный процессор должен обеспечить возможность воспринимать разговорную речь в тихих условиях. Различать знакомые слова, произносимые шепотом на расстоянии 1-2 м. Различать звуки (SST)

У   А   М   И   С   Ш

Для тех, кто не умеет различать звуки речи и слова, оценивают способность обнаруживать звуки с помощью условно-рефлекторной двигательной реакции (на расстоянии более 4 м)

Правильный выбор оптимальных параметров при настройке речевого процессора системы КИ является важнейшим условием эффективности использования преимуществ системы в целом. Достижение оптимальных параметров настройки должно быть произведено как можно в более ранние сроки пользования системой кохлеарной имплантации

Временные особенности организации процесса реабилитации для всех пациентов
1. Период адаптации к новым слуховым ощущениям составляет от 3 до 10 дней.
2. Первая настройка речевого процессора занимает до 7 дней.
3. Практически для всех пациентов требуется систематизированная сурдопедагогическая помощь (в среднем до 5 лет)

Оптимальная длительность первого курса реабилитации составляет 2 недели.

Анкета до- и постоперационной динамики слухоречевого развития с КИ и со слуховыми аппаратами.
1.   Слухоречевое восприятие со СА и без (КИ) по Тестам EАRS
2.   Коммуникативно-речевые навыки (способ общения)
3.   Состояние речи.
4.   Характеристика голоса, дыхания
5.   Психомотрное развитие.
6.   Когнитивные навыки
7.   Посещаемое детское учреждение
8.   Особенности поведения во время обследования
9.   Факторы, благоприятные для последующей реабилитации.
10. Тональная и речевая аудиограмма (КСВП) со СА и без, затем с КИ

Периодичность проведения анкетирования после подключения РП 1-е подключение, через 1 месяц, 3, 6, 8, 12 и затем 1 раз в год.

Анкета для оценки слухового развития детей на доречевом этапе их развития (наиболее важные фазы предречевого развития ребенка) LitlEARS обращается к наблюдениям родителей за слуховым поведением ребенка дома и в других привычных ситуациях.
• Анкета хорошо структурирована
• Проста для использования и анализа
• Удобна для документирования динамики развития детей с КИ в процессе реабилитации
• Удобна при проведении слухового скрининга у детей педиатрами, сурдологами и другими специалистами
• Метод для научных исследований

Тест развития слухового восприятия (Listening Progress Profile, LiP), разработанный Archbold

• Тест восприятия разносложных слов (одно-, двух-, трехсложные слова) адаптированный Mono-Trochee-Spondee-Test, разработанный Erber& Alencewicz
• Тест восприятия односложных слов при закрытом выборе, разработанный Allum-Mecklenburg,
• Тест восприятия предложений при закрытом выборе, разработанный Tyler&Holstad
• Тест восприятия односложных слов при открытом выборе, разработанный группой разработчиков EARS
• Тест восприятия простых вопросов (Glendonald Auditory Screening Procedure, GASP), разработанный Erber


 

Анкеты батареи тестов EARS
Анкеты для родителей или специалистов, работающих c детьми (учителей, сурдопедагогов, логопедов)
• Шкала слуховой интеграции (Meaningful Auditory Integration Scale, MAIS), разработанная Robins et al. (1991)
• Шкала использования устной речи (Meaningful Use of Speech Scale, MUSS), разработанная Robins& Osberger (1992).

Главные задачи речевого развития ребенка после кохлеарной имплантации
• Развитие слухоречевой памяти
• Накопление пассивного словаря
• Развитие произносительных навыков, управления голосом, речевого дыхания,
• Совершенствование понимания устной речи (слухозрительно и на слух)
• Обогащение грамматических представлений
• Накопление активного словаря
• Развитие диалогической речи
• Развитие связной речи
• Активизация навыков чтения
• Расширение общих представлений об окружающем мире.

Направления коррекционно-развивающей программы
• Развитие слухового восприятия
• Развитие речи
• Познавательное развитие
• Стимуляция эмоционально-волевой сферы
• Физическое развитие
• Задачи слуховой работы:
• Выработка условных реакций на звук
• Формирование умение локализировать направление источника звука
• Активизация слуховой дифференцировки
• Развитие точности, избирательности, константности слуховосприятия
• Развитие способности к смысловой догадке (помехоустойчивость)
• Развитие слухового внимания и слуховой памяти

Содержание программы слухо-речевой (ре)абилитации
Слуховая прогрессия
• От неречевого звука к пониманию речи
• От просодических элементов к фонетико-фонематическому восприятию
• Селективность восприятия речи
• Помехоустойчивость
• Слушание музыкальных произведений
• Восприятие и понимание песенных композиций
Лингвистическая прогрессия
• Предречевая вокализация
• Инвокативные слова
• Слова
• Предложения
• Синтаксис и семантика
• Прагматика речи
Фонетическая прогрессия
• Вокализация
• Лепет
• Речевое высказывание
• Коррекция звуков
• Самоконтроль произношения.

Специфичность
коррекционной работы с кохлеарными реципиентами выражается в индивидуализации и реорганизации традиционного образовательного маршрута, в изменении роли вспомогательных технических средств и повышении значимости естественных условий восприятия и развития речи, а также необходимости тесного взаимодействия специалистов, родителей и самого пациента.

Эффективность проведения комплекса мероприятий по кохлеарной имплантации зависит от следующих факторов
• уровня развития слухового восприятия до кохлеарной имплантации;
• уровня развития языковой способности;
• наличия сложной структуры дефекта;
• желания родителей принимать участие в реабилитации и их реальные ожидания;
• адекватности настройки речевого процессора;
• индивидуальных психологических особенностей.


Теоретическая база подготовки программы реабилитационного сопровождения пациентов с КИ
Вопросы организации реабилитационной помощи после кохлеарной имплантации
Прогнозирование развития слуховосприятия и речи у пациентов с КИ


© 2009, Nina SHEPELENKO,
site designed by psdesign © 2009, site created by master © 2009